Подростковый кризис

Пубертат: что происходит с подростком?

Подростковый период часто называют трудным, кризисным периодом жизни человека. Сложно приходится и самим подросткам, и их родителям. Пубертат начинается с периода полового созревания (12-13 лет), и в это время подросток сталкивается с необходимостью решать сложные задачи. Вместе с меняющимся телом меняется прежний образ себя, появляются новые возможности, права, а также приходят и новые обязанности. Половое созревание также влияет на изменение образа родителей в глазах подростка. Подросток начинает считать себя взрослым и самостоятельным, перестает доверять своим родителям как раньше. Ему важно быть признанным в своей референтной группе, занять значимое место среди сверстников. Он активно изучает интересы и увлечения сверстников и сравнивает их со своими интересами. Происходит процесс переосмысления прежних ценностей. В этот период он неуверен в себе, очень чувствителен к критике, импульсивен и зачастую груб. Тинэйджеры часто склонны к рискованному показному поведению. Такой риск проявляется также и в сексуальной сфере в виде пренебрежения средствами защиты и контрацепции.

К психотерапевтам обращаются родители, которые недоумевают: что случилось с моим ребенком? ведь его не узнать! Тинэйджер и сам не может понять, почему он стал таким раздражительным: любая мелочь может вызвать у него взрыв гнева. Подросток переживает эти чувства, учитывая их мощь и трудность контроля, как очень опасные.

Интенсивность переживаний подростков и их последствия

Большинство подростков, которые обращаются за помощью, чувствуют себя подавленными из-за интенсивности своих чувств, с которыми они вынуждены бороться, что приводит к еще большей тревоге и даже депрессии. Такое напряжение, безусловно, сказывается на способностях мышления подростка. Трудности с концентрацией в процессе учебы, расфокусированность, рассеянность, расстройства внимания – вот далеко не полный список сложностей, с которыми подросток сталкивается в это время. Зачастую он начинает объяснять свои трудности недостаточностью своих умственных способностей, что значительно снижает его самооценку. Неопытные учителя и тревожные родители своими замечаниями могут «добавить» тревоги к шквалу чувств и без того перепуганного тинэйджера.

Результатом таких внутренних «бурь» подростка являются конфликты с родителями и школьными учителями. Однако, подросткам необходимо проделать работу по сепарации/отделению от родителей с целью приобретения автономии. Автономия не является полной независимостью, и она не означает потерю контакта и доверительных отношений с родителями. Стать взрослым для подростка – трудная задача, и ему необходима поддержка и помощь со стороны любящих родителей, понимающих учителей.

 

Сложности в социальной адаптации


Трудности в социальной адаптации могут приводить к критическим для подростка переживаниям своей инаковости и иногда, как следствие, к чувствам беспомощности и беззащитности. Подросток может чувствовать себя крайне уязвимым, стать объектом насмешек и даже жертвой в ситуации травли.

О том, что важно знать о травле и предпринимать в связи с этим знанием, я и другие специалисты рассказываем в программе Общественного Телевидения России "БУЛЛИНГ. НЕ ТРАВИТЕ МНЕ ДУШУ!".

Обращение за помощью

Но о некоторых своих трудностях подростки не могут рассказать ни родителям, ни учителям, ни друзьям. Эти трудности, которые кажутся подростку уникальными и неразрешимыми, разрешаются в процессе психотерапии. Родителям важно проявить уважение к подростку в такой ситуации и предложить ему помощь в виде консультации со специалистом. Важно, чтобы специалист никак не был связан ни с семьей, ни со школой, ни с друзьями. Это должен быть совершенно незнакомый человек, которому подросток сможет доверить свои переживания. Конфиденциальность – одно из необходимых условий любой психотерапии, но для подростков этот фактор является наиболее важным. Процесс психотерапии позволяет подростку обратить внимание на свой внутренний мир, осознать, что проблема не вовне (семье, школе, друзьях), а что ему самому требуется помощь, чтобы разобраться в своих собственных трудностях и переживаниях.

Ваш подросток может записаться на прием по телефону или e-mail. Важно, чтобы это было его решением.

 

Контакты:

 

Москва, Большая Садовая ул., д.4

м. Маяковская

м. Пушкинская

Tел.: +7 (985) 916-09-96

E-mail: svetl.babaeva@gmail.com

© 2016 Светлана Бабаева - частный психолог, психотерапевт.

Психологическая помощь: консультирование и психотерапия